Проект создан при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации

XIX векПервые километры путей

1

Пароходный дилижанец

В 1834 г. в России был изобретен и построен паровоз, получивший название «пароходный дилижанец»

«Дилижанец» построили крепостные умельцы-самородки Ефим Черепанов и его сын Мирон на Демидовских заводах (Нижний Тагил). Паровоз водил состав весом до 3,3 т со скоростью 13–16 км/ч и использовался для перевозки руды с Медного рудника до Нижне-Тагильского завода.

2

Первая железная дорога в России

Датой начала строительства первой железной дороги в России считают 1 мая 1836 г. Дорога получила название «Царскосельская»

Согласно проекту строительства Царскосельская дорога начиналась в Петербурге на левом берегу Фонтанки в 370 м от Обуховского моста. Путь в одну колею должен был пройти вдоль Введенского до Обводного канала, за которым находился единственный на дороге поворот, и далее устремиться к Царскому Селу и Павловску.

Инженер Франц фон Герстнер выбрал для дороги колею шириной 6 футов (1829 мм): для увеличения ширины подвижного состава и вместимости вагонов (чтобы перевозить громоздкие грузы, в том числе кареты), а также для повышения мощности паровозов.

Длина дороги составляла 25 верст (26,5 км). Для ее строительства учредили акционерную компанию с капиталом в 3 млн руб. В нее вошло 185 человек: представители русской знати, купцы и промышленники, известные сановники.

Строительство планировалось завершить к октябрю того же года. Всего за месяц 3000 сезонных рабочих и 1500 солдат батальонов Главного управления путей сообщения уложили 5 км железнодорожного полотна, но закончить работы к сроку не удалось, и движение было открыто лишь на участке между Кузьминым и Павловском.

Фон Герстнер сам неоднократно выступал в роли машиниста, перевез тысячи людей и позднее писал, что проехал «…в первые пять дней по пятиверстному расстоянию 116 раз».

30 октября 1837 г. состоялось официальное открытие Царскосельской железной дороги

Тридцатого дня октября в 12:30 с протяжным свистком паровоз «Проворный» впервые отправился по железной дороге общего пользования Санкт-Петербург – Царское Село.

Начало регулярного сообщения выпало на первый месяц зимы, но путейцы предусмотрели это, создав «снегоочистители». Из питерских газет: «Многие явились для того, чтобы посмотреть, каким образом машина будет действовать при сильной снежной метели. Для сего опущены были с паровоза до поверхности рельсов 4 щетки, и паровоз двинулся, везя за собою 8 экипажей, в коих было 256 человек. Эта цепь экипажей (т.е. вагонов), занимавшая в длину более 40 метров, двинулась вперед, к изумлению многочисленной публики, с чрезвычайной легкостью; рельсы совершенно очищаемы были щетками от снегу. Путь до Кузьмина в 7 верст совершен был в 17 минут».

Многие считали Царскосельскую дорогу чем-то вроде аукциона – «увеселительной», однако специалисты понимали ее значение. Позднее, на собрании Императорского русского технического общества в честь 50-летия начала строительства рельсовых путей в России, отмечалось: «Царскосельская железная дорога в отношении ее общего значения для сети русских железных дорог и по той цели, которая имелась в виду при разрешении ее сооружения, справедливо будет рассматриваться подобно достопамятным потешным полкам и ботику императора Петра I, давшим России славные и победоносные гвардию, армию и флот».

В первые годы по дороге проезжало до 600 тыс. пассажиров. А уже в 1841 г. эта цифра увеличилась до 2,5 млн человек, средняя скорость движения составляла 33 км/ч, максимальная – 58 км/ч. Уже за первые 3–4 года Царскосельская дорога дала казне 360 тыс. руб. чистого дохода.

3

Николаевская железная дорога

1 февраля 1842 г. по докладу инженеров П.П. Мельникова и Н.О. Крафта императором Николаем I был издан Указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург – Москва. 1 августа 1842 г. было начато строительство

Памятник Павлу Петровичу Мельникову – первому министру путей сообщения. Москва, Комсомольская пл.

Руководили работами две дирекции: Северная во главе с Мельниковым и Южная – с Крафтом. К ним прикомандировали 27 молодых инженеров – выпускников Института корпуса инженеров путей сообщения.

Технически обоснованные параметры обеспечивали дороге экономическую целесообразность и пропускную способность с учетом перспективы. По настоянию Мельникова использовали ширину колеи в 5 футов (1524 мм). Она стала нормативной для всех железных дорог России. Для преодоления водных преград возвели 8 больших и 182 средних и малых мостов. Было построено 34 станции, 2 вокзала в Москве и Петербурге по проектам К.А. Тона по сей день радуют глаз совершенством форм.

1 ноября 1851 г. состоялось открытие железной дороги Санкт-Петербург – Москва.

В этот день первый поезд по самой большой по протяженности двухпутной железной дороге отправился из Петербурга в 11:15. В Москву он прибыл через 21 ч. 45 мин.

Из петербургских газет: «Сегодня, в четверток, 1-го ноября, двинулся первый всенародный поезд по новой железной дороге в Москву. С утра большое число публики столпилось перед станцией и наполнило обширные сени ее. В одном отделении записывали виды проезжающих, в другом продавали билеты на поезд, в третьем принимали багаж пассажиров. Пассажирские вещи принимаются в окно, их помечают, взвешивают и тут же кладут в особый вагон – багажный, стоящий под стеклянным навесом, так что вещи не могут испортиться от дождя или снега. Получив билет, пассажиры входят в просторные залы, где ожидают времени отправления. Для дам отведена особенная комната, изящнее прочих».

Составы по магистрали вели паровозы Александровского завода. За 1852 г. было перевезено 719 тыс. пассажиров и 164 тыс. т грузов. Расстояние от Петербурга до Москвы скорый поезд преодолевал за 12 часов.

4

Александровский (Пролетарский) завод

С 1845 г. на Александровском заводе (г. Санкт-Петербург) начали выпускать пассажирские и грузовые паровозы

По контракту, заключенному правительством с концессионерами сроком на 6 лет и впоследствии неоднократно возобновляемому, они обязаны были «изготовить локомотивы и вагоны для Петербурго-Московской железной дороги, снабдить завод всеми необходимыми для этого дела машинами и инструментами; обучить механическому делопроизводству мастеровых завода; образовать из них машинистов; приготовить кондукторов и, вообще, привести завод в соответственное его предназначению устройство». В марте 1845 г. на заводе был построен первый паровоз для Петербурго-Московской магистрали. Об этом событии напоминает маленький памятник на территории Пролетарского завода, установленный в 1956 г.

5

Первый железнодорожный мост

30 августа 1880 г. состоялось открытие движения по Сызранскому (Александровскому) железнодорожному мосту через Волгу

Правительство решило проложить железную дорогу к Поволжью – важнейшему хлебному региону страны. В 1874 г. была введена в эксплуатацию Моршано-Сызранская железная дорога, заканчивавшаяся на станции Батраки, в 1877 г. – Оренбургская железная дорога (через г. Самару), начинавшаяся с той же станции. С открытием Оренбургской дороги появился удобный путь для перевозки российских товаров на азиатские рынки, а также для вывоза сырья из Азии.

Через Волгу пассажиров и грузы переправляли летом на пароходах, а зимой в санях или в экипажах Общества Оренбургской железной дороги – по установленным на утолщенном льду рельсам на шпалах. Мост через Волгу был крайне необходим.

Его проект разработал инженер, профессор Петербургского института путей сообщения Н.А. Белелюбский, а создание неподалеку от Батраков началось в 1876 г. под руководством инженеров В.Березина, К.Михайловского. Процесс курировал лично император Александр II.

Металлические пролеты были заказаны в Бельгии, опоры выполнялись из жигулевского известняка, ледорезы покрывали выборгским гранитом. К работам были привлечены несколько тысяч крестьян Симбирской, Самарской и Оренбургской губерний. Общие затраты составили 7 млн золотых рублей. Мост имел длину 1,5 км – 13 пролетов по 111 м каждый.

Официальное открытие движения по мосту было приурочено к празднованию 25-летия царствования императора Александра II, в честь него мост назвали Александровским. Долгое время он был оставался единственным звеном, через которое центральные районы России соединялись с Заволжьем, Уралом и Сибирью.

Сызранский мост стал не только самым длинным в Европе, но и самым совершенным по выполнению и расчету. Сооружение не раз подвергалось реконструкции и восстановлению, но заменялись только пролетные строения. В частности, в 1918 г. отступающими белогвардейцами были взорваны второй и третий пролеты. Во время Великой Отечественной войны Александровский мост как крупнейший стратегический объект защищали несколько зенитных батарей и целая эскадрилья истребителей-перехватчиков. Но основные инженерные решения мастеров XIX столетия сохранены до сих пор. В 1957 г. было завершено строительство второго пути на мосту: для обеспечения непрерывного движения поездов в обе стороны.

6

Общий устав российских железных дорог

В 1885 г. вступил в действие Общий устав железных дорог

Устав железных дорог представлял собой основной железнодорожный закон и устанавливал единые юридические нормы эксплуатации железнодорожного транспорта. Он регламентировал деятельность и отчетность транспортной администрации, порядок перевозок людей и грузов. Устав состоял из трех частей: «Раздел о перевозке пассажиров и грузов по железным дорогам», «Раздел правил о подсудности и давности железнодорожных исков и о порядке исполнения решений по искам к железным дорогам», «Раздел полицейских железнодорожных правил».

7

Транссибирская магистраль

В 1891 г. было начато строительство Великого Сибирского пути (Транссибирской магистрали)

В 1891-м царь Александр III подписал рескрипт: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений». В итоге Россия получила то, что лаконичнее всех выразил Петр Столыпин: «Восток проснулся, господа!».

Сделанный 19 мая 1891 г. во Владивостоке фотоснимок обошел тогда весь свет. На нем наследник Российского императорского престола Николай Александрович везет тачку с землей, а на него радостно взирает свита придворных. Это было символическим открытием начала строительства Великой Сибирской.

До того времени Московско-Сибирский тракт дополнялся, а на некоторых участках заменялся водным путем. По тракту между Томском и Иркутском провозили до 4 млн пудов грузов. Извозным промыслом занимались 16 тыс. ямщиков, используя до 80 тыс. лошадей. Тракт находился в неудовлетворительном состоянии. А.П. Чехов, проезжавший через Сибирь во время своего путешествия на Сахалин, писал: «В продолжение всего года дорога остается невозможной: весною – грязь, летом – кочки, ямы и ремонт, зимою – ухабы».

Строительство Транссиба в тяжелейших геологических и климатических условиях стало настоящим подвигом русских людей. Было проложено более 8 тыс. км железной дороги. Таких темпов строительства мир еще не знал.

На строительстве Транссиба по инициативе ученого А.В. Ливеровского были применены взрывчатые вещества для разработки выемок в скальных породах. И по сей день уникальны мосты через Обь, Енисей и Амур (последний – самый длинный на Евро-Азиатском материке), возведенные по проектам Н.А. Белелюбского, Л.Д. Проскурякова, Г.П. Передерия.

Благодаря созданию Транссибирской железной дороги бурными темпами начали развиваться богатейшие регионы Сибири и Дальнего Востока. Россия начала превращаться в единый хозяйственный организм. Вдоль магистрали рождались новые города, на сотни верст по обе ее стороны распространилась народная колонизация. За первые десятилетия существования магистрали население Сибири увеличилось почти в два раза. Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск и Владивосток стали крупными промышленными центрами.

Великая Сибирская магистраль резко изменила устоявшиеся представления о труднопреодолимых восточных просторах. Результатом этого стала отмена в 1899 г. сибирской ссылки. Перемена в общественном сознании была отражена в одном из очерков той поры: «Когда свист паровоза разогнал мрачную, дикую легенду о застланных снегом сибирских равнинах, тишину которых нарушал только вой волков да звон цепей каторжников, перед глазами человечества открылась великолепная страна, в скором времени обещающая обратиться в житницу Старого Света».

Сегодня Транссиб – самая протяженная в мире и полностью электрифицированная магистраль (9288,2 км).

8

День железнодорожника

В 1896 г. был учрежден День железнодорожника

День железнодорожника стал первым профессиональным праздником в России. В этот день центральные и местные железнодорожные учреждения не работали, а вечером устраивался ужин с концертом в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги. Из журнала «Железнодорожное дело» (1897 г., № 29, 30): «День 25 июня по почину прошлого года был праздником железнодорожного ведомства. Чествование этого дня установлено приказом по Министерству путей сообщения от 9 июля 1896 года за № 68, следующего содержания: «Государь Император в ознаменование дня рождения Императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружение и эксплуатация железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 28 июня сего года Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России. О таковой Высочайшей воле объявлено по ведомству путей сообщения. Министр путей сообщения князь М.Хилков».

Праздник регулярно отмечался до 1917 г., а затем вновь – с 1936 г. Впервые за много лет в 1935 г. был перевыполнен годовой план перевозок, и в Москве собрались передовики и руководители производства, 56 из них получили ордена. Работники ряда дорог обратились к правительству с просьбой ежегодно отмечать трудовые успехи железнодорожников. Ответом стало постановление ЦИК СССР об установлении первого воскресенья августа Днем железнодорожника.

9

Мост через Енисей

В 1899 г. состоялось открытие железнодорожного моста через Енисей

В конце прошлого века строителям Транссиба великая сибирская река Енисей казалась непреодолимой преградой. Решить проблему взялся профессор Московского технического училища Л.Проскуряков. В 1895 г. им был составлен проект железнодорожного моста через Енисей. В том же году в Красноярск прибыл инженер-механик Е.Кнорре. Под его руководством и возводился уникальный мост.

Уже через 3 года прошли первые производственные испытания, а 28 марта 1899 г. через Енисей проследовал первый пассажирский поезд. В 1900 г. это сооружение, наряду с Эйфелевой башней было удостоено гран-при и золотой медали Всемирной выставки в Париже «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Позднее ученые ЮНЕСКО назвали красноярский железнодорожный мост «вершиной человеческой инженерной мысли». Мост упоминается в «Атласе чудес света» (1991 г., США) наряду с Кремлем и Петродворцом.