Проект создан при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации

XXI векНовые скорости

1

2001–2005 гг.

2001 г. – построен новый вокзал в Самаре

Это один из красивейших вокзальных комплексов и самое высокое здание вокзала в Европе (его высота со шпилем составляет 100 м).

Общая площадь вокзального комплекса со смотровыми площадками составляет более 32 тыс. кв. м, из них площадь внутренних помещений – 25 тыс. кв. м. Полезная площадь на одного пассажира дальнего следования – 5,6 кв. м. Пропускная способность вокзала – 11,8 тыс. человек в сутки, единовременно вокзал может вместить более 2600 человек. Ежесуточно вокзал принимает более 16 тыс. пассажиров.

2002 г. – открытие первой интермодальной линии пассажирского сообщения Москва – Павелецкая – Домодедово

Позднее все столичные аэропорты и вокзалы связали комфортабельные аэроэкспрессы. Маршруты Павелецкий вокзал – аэропорт Домодедово, Киевский вокзал – аэропорт Внуково, Белорусский вокзал – аэропорт Шереметьево пользуются большой популярностью. На вокзалах оборудованы терминалы для регистрации авиапассажиров. Путь от столичных аэропортов в центр столицы и обратно занимает всего 35–40 мин., поездка стала комфортной и приятной.

Проекты по организации быстрой и комфортабельной доставки пассажиров в аэропорты стали реализовываться и в других городах России. В частности, в Сочи в рамках подготовки к проведению Олимпийских игр 2014 г.

2003 г. – создание ОАО «РЖД»

ОАО «РЖД» образовано в результате реформирования Министерства путей сообщения на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. № 585. Создание компании стало итогом первого этапа реформы железнодорожной отрасли.

2003 г. – открытие первого на железных дорогах Дорожного центра управления перевозками в Екатеринбурге

Основная задача центра – централизация диспетчерского управления перевозочным процессом на Свердловской магистрали, которая проходит по территории 7 регионов России. Диспетчерское руководство ЦУП охватывает свыше 360 станций и 5,8 тыс. км эксплуатационной длины Свердловской дороги.

5 декабря 2003 г. – открытие движения по Северо-Муйскому тоннелю

Завершение работ по созданию Северо-Муйского тоннеля может считаться окончанием создания Байкало-Амурской магистрали. По своей протяженности (15 343 м) тоннель является самым длинным в России и пятым в мире. По условиям строительства сооружение не имеет аналогов: вечная мерзлота, обилие подземных вод, осыпи, обвалы, тектонические разломы.

Открытие Северо-Муйского тоннеля позволило организовать движение по БАМу по кратчайшему пути. Время следования поездов сократилось в 6 раз (время в пути по обходному участку составляло 2,5 ч., а через тоннель – около 15 мин.). Кроме того, эксплуатация Северо-Муйского тоннеля позволила отказаться от двойной тяги и перевести движение поездов с высокогорной трассы обводного пути. Уменьшилось количество локомотивов, повысился уровень безопасности движения.

14 февраля 2004 г. – открытие первой скоростной пригородной линии Москва – Мытищи

Специально для этого маршрута был создан электропоезд нового поколения «Спутник». Время в пути от Москвы до Мытищ сократилось с 35 до 18 мин.

Электропоезд ЭМ4 «Спутник» – принципиально новый вид подвижного состава для пригородных перевозок. В его конструкции нашли применение свыше 200 новейших разработок и запатентованных технологий отечественных НИИ. Поезд спроектирован в рекордно короткие сроки – всего за 6 месяцев. Новые технические решения, примененные в поезде «Спутник», дают экономию эксплуатационных расходов 1,55 млн руб. в год на один состав.

Вагоны «Спутника» сконструированы по типу метровагонов, оптимально приспособленных к перевозкам большого количества пассажиров. Отсутствие тамбуров и меньшее число мест для сидения позволили увеличить общую вместимость салона на 56 человек. Дополнительная третья пара дверей облегчила пассажирам вход в вагон и выход из него.

2

2006–2010 гг.

2008 г. – Правительством Российской Федерации утверждена Стратегия развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года

Целью Стратегии является формирование условий для транспортного обеспечения социально-экономического роста в государстве, возрастания мобильности населения и оптимизации товародвижения, укрепления экономического суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности страны, снижения совокупных транспортных издержек, повышения конкурентоспособности национальной экономики, обеспечения лидерских позиций России в мире. Стратегия включает 2 этапа.

1 этап – модернизация железнодорожного транспорта (2008–2015 гг.): обеспечены необходимые пропускные способности на основных направлениях перевозок, коренная модернизация существующих объектов инфраструктуры, осуществление перевозок подвижным составом с исключением парков с истекшими сроками службы, разработаны новые технические требования к технике и технологии, начаты проектно-изыскательские работы и строительство новых железнодорожных линий.

2 этап – динамичное расширение сети железных дорог (2016—2030 гг.): расширение железнодорожной сети и создание инфраструктурных условий для развития новых «точек» экономического роста в стране, выход на мировой уровень технологического и технического развития железнодорожного транспорта и повышение глобальной конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта. В это время должны быть построены важнейшие стратегические, социально значимые линии общей протяженностью более 15 800 км.

17 декабря 2009 г. – начало движения в России высокоскоростных поездов

В этот день по маршруту Москва – Санкт-Петербург отправился в первый рейс высокоскоростной поезд «Сапсан». «Сапсан» – высокоскоростной электропоезд серии Velaro RUS производства компании «Сименс Транспортные Системы», способный развивать скорость 250 км/ч. Поезд получил свое название в честь самой быстрой птицы на планете. Для организации движения поезда «Сапсан» была модернизирована инфраструктура на направлении Москва – Санкт-Петербург: проведена реконструкция земляного полотна, верхнего строения пути, контактной сети и тяговых подстанций, уложены высокоскоростные стрелочные переводы и др.

30 июля 2010 г. – начало курсирования поезда «Сапсан» на линии Москва – Нижний Новгород

Время в пути составляет 3 ч. 55 мин.

12 декабря 2010 г. – открыто скоростное сообщение между Россией и Финляндией. В этот день из Хельсинки в Санкт-Петербург отправился первый скоростной поезд «Аллегро

С началом скоростного сообщения время в пути по железной дороге между Санкт-Петербургом и Хельсинки сократилось с 6 ч. 18 мин. до чуть более трех с половиной часов. Максимальная скорость движения поездов «Аллегро» по территории России составит 200 км/ч, по территории Финляндии – 220 км/ч. В поездах предусмотрены места для пассажиров с ограниченными физическими возможностями и для пассажиров с домашними животными, а также салон – переговорная комната. Для детей в каждом поезде оборудован игровой уголок.

3

2010–2015 гг.

4 августа 2011 г. – рейс по маршруту Екатеринбург-Сортировочный – Первоуральск-Балезино опытного образца грузового электровоза с асинхронным тяговым приводом «Гранит» (серия 2ЭС10) с рекордным весом 9 тыс. т

Впервые в истории российских железных дорог поезд такого веса пересек перевал между Европой и Азией. Это достижение стало возможным благодаря новому электровозу, созданному совместными российскими и немецкими инженерами. Электровоз произведен на ООО «Уральские локомотивы» — совместном предприятии Группы «Синара» и немецкого концерна «Сименс» в соответствии с техническим заданием ОАО «РЖД».

27 апреля 2012 г. – в Москве на Рижском вокзале состоялась презентация первого российского инновационного локомотива с интеллектуальным асинхронным гибридным приводом SinaraHybrid (ТЭМ9H)

SinaraHybrid (ТЭМ9H) — инновационный четырехосный локомотив с электрической передачей переменно-переменного тока, индивидуальным приводом колесных пар с суммарной мощностью 1200 л. с.
За счет гибридной трансмиссии локомотив потребляет на 40 % меньше дизельного топлива, выбросы отработанных газов в окружающую среду сокращены до 55 %, что соответствует европейским стандартам, принятым для подвижного состава этого класса. В целом при создании SinaraHybrid внедрено более 20 инновационных технических решений, ранее не применявшихся российскими локомотивостроительными предприятиями.

30 мая 2012 г. – презентация в Сочи электропоезда «Ласточка»

«Ласточка» предназначена для пригородных пассажирских перевозок на железных дорогах России, оборудованных высокими и низкими платформами. Максимальная скорость электропоездов составляет 160 км/ч. Эксплуатация поезда возможна при температуре окружающей среды от + 40 °C до – 40 °C без особых ограничений, с учетом условий морского климата.

Система спутниковой навигации ГЛОНАСС, которая установлена в вагонах этого типа, применяется для повышения безопасности и эффективности перевозки пассажиров. Вагоны оборудован доступом в Интернет, системой АСКПП (автоматической системой контроля посадки пассажира в поезд) для подтверждения электронной регистрации.

21 июня 2012 г. – ОАО «РЖД» и ЗАО «Группа Синара» подписано соглашение об организации производства и поставки магистральных газотурбовозов ГТ1h

Документ предусматривает организацию производства и эксплуатации в России энергоэффективных магистральных газотурбовозов нового поколения ГТ1h на период до 2020 года.

Первый в мире газотурбинный локомотив, работающий на сжиженном природном газе, предназначен для эксплуатации на неэлектрофицированных участках железных дорог. Газотурбовоз состоит из двух секций. В одной размещаются турбина и силовой блок, в другой – емкость для топлива объемом 17 т. Одной заправки хватает на 750 км. Суммарная (максимальная) мощность газотурбовоза – 8300 кВт, общий вес – 300 т. Локомотив может водить грузовые составы со скоростью до 100 км/ч. С использованием газотурбовоза впервые осуществлено движение поезда с беспрецедентным весом в 18 тыс. т. С этим показателем локомотив внесен в Книгу рекордов Гиннеса.

30 октября 2012 г. – 175 лет со дня открытия железнодорожного движения в России

30 октября (по старому стилю) 1837 г. состоялось торжественное открытие первой российской железной дороги массового пользования – Царскосельской. В честь юбилея 30 октября 2012 г. в Санкт-Петербурге была представлена реконструкция запуска железнодорожного движения в России. В 12:30 с Витебского вокзала под звук станционного колокола отправился ретропоезд, который повез гостей праздника из Петербурга в Царское Село (г. Пушкин).

23 января 2013 г. – начало курсирования поезда «Ласточка»

Первыми маршрутами электропоездов «Ласточка» стали Санкт-Петербург – Чудово – Новгород-на-Волхове, Санкт-Петербург – Чудово – Бологое.

2013 г. – запущен регулярный сервис по отправке ускоренных контейнерных поездов «Транссиб за семь суток»

Запуск осуществило ОАО «РЖД» совместно с ОАО «Транс Контейнер» и ООО «Восточная стивидорная компания». Первый поезд длиной 71 условный вагон был погружен на терминале ВСК и отправлен со станции Находка-Восточная 1 мая 2013 г., в конечный пункт – на станцию Москва-Товарная-Павелецкая он прибыл 8 мая. Отправление второго поезда 8 мая было приурочено ко Дню Победы в Великой Отечественной войне, его прибытие на станцию Москва-Товарная-Павелецкая – 15 мая.

1 августа 2013 г. – торжественная церемония открытия пассажирского вагонного депо и презентация новых двухэтажных пассажирских вагонов в г. Минеральные Воды

Депо было построено в 1935 г. Реконструкция ремонтных цехов по обслуживанию двухэтажного подвижного состава началась в ноябре 2010 г. После ее завершения площадь производственных цехов составляет 25,7 тыс. кв. м (до этого – 2,63 тыс. кв. м). Проектная мощность возросла с 350 до 1 тыс. 300 пассажирских вагонов в год, что сделало депо самым крупным в России.

1 ноября 2013 г. – первый рейс двухэтажного поезда №104/103 Москва – Адлер

Курсирующий ежедневно поезд № 104/103 Москва – Адлер включает 13 двухэтажных вагонов. Они были построены с использованием новейших технологий, оборудования и материалов.

Вагоны перевозят за один рейс почти в 2 раза больше пассажиров, чем обычный подвижной состав, при этом стоимость проезда в купе на 30 % ниже по сравнению с одноэтажными поездами, курсирующими на данном маршруте.

24 декабря 2013 г. – первая поездка маневрового тепловоза ТЭМ19-001 с газопоршневым двигателем, работающим на сжиженном природном газе

Испытание прошло на участке Голутвин – Карасёво Озёрской ветки Рязанского направления. Это первый в мире тепловоз, двигатель которого работает на сжиженном природном газе. Тепловоз ТЭМ19-001 с газопоршневым двигателем планируется использовать на железнодорожных станциях колеи 1520 мм для производства маневровой и вывозной работы. Работа двигателя на сжиженном природном газе без использования дизельного топлива позволяет существенно снизить эксплуатационные расходы на содержание локомотива.

1 мая 2013 г. – старт интермодальных перевозок пассажиров в Крым

Интермодальные перевозки пассажиров осуществляются с использованием железнодорожного, автомобильного и морского транспорта. ОАО «ФПК» (дочернее общество ОАО «РЖД») выступает перевозчиком по маршруту следования железнодорожным транспортом на участке до Анапы и Краснодара и в обратном направлении. Далее пассажиров перевозят другими видами автомобильного и водного транспорта через Керченский пролив до Ялты, Керчи, Феодосии, Коктебеля, Судака, Симферополя, Алушты, Саки, Евпатории, Севастополя.

22 мая 2013 г. – на Петербургском международном экономическом форуме представлен проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань

В рамках презентации продемонстрированы итоги технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в строительство первой отечественной высокоскоростной железнодорожной магистрали.

2014 г. – XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры в г. Сочи

Транспортная отрасль достойно справилась с обязательствами по транспортному обеспечению гостей и участников мероприятий. Для удобства жителей и гостей Сочи в качестве альтернативы перегруженной автомобильной дороге была построена железнодорожная линия Адлер – аэропорт Сочи. Во время проведения зимних Олимпийских игр по этой линии перевозилось до 60 % пассажиров из аэропорта.

Для увеличения пропускной способности железнодорожной линии Туапсе – Сочи было создано 30 км дополнительного пути. Остановочные пункты Дагомыс, Хоста, Мацеста и Сочи были реконструированы и полностью приспособлены для использования лицами с ограниченными физическими возможностями.

Март 2014 г. – в связи с присоединением Крыма к России начата работа по подготовке к строительству моста через Керченский пролив

Уже 19 марта 2014 г. Президент России В. Путин поставил перед Министерством транспорта Российской Федерации задачу построить Керченский мост в автомобильном и железнодорожном вариантах. Проектом предусмотрено, что мост с железнодорожным и автодорожным проездами должен соединить Керченский и Таманский полуострова – с пересечением фарватера Керченского пролива, через о. Тузла и Тузлинскую косу. К концу 2018 г. должен состояться запуск автомобильной части моста, в конце 2019 г. – железнодорожной.

26 августа 2014 г. – открытие Манского тоннеля на Красноярской железной дороге

Тоннель стал самым протяженным в Красноярском крае и на Красноярской железной дороге (его длина – 2465 м). Он расположен в Партизанском районе Красноярского края, на 729-м км магистрали Междуреченск – Тайшет между станциями Лукашевич и Кравченко и проходит под Аргазинским перевалом в Саянских горах.

Декабрь 2014 г. – 170-летие системы железнодорожной медицины

Отсчет ведется с 1844 г., когда император Николай I утвердил порядок предоставления прав действительной службы врачам десяти лазаретов, устроенных для оказания медицинской помощи строителям железной дороги Москва – Санкт-Петербург.

Сегодня система здравоохранения ОАО «РЖД» – это 187 больниц и поликлиник в 75 субъектах Российской Федерации, 87 центров специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи с применением передовых медицинских технологий, 5 передвижных консультативно-диагностических центров – «поездов здоровья», оснащенных современным диагностическим оборудованием и мобильными телемедицинскими комплексами.

4

2015–2017 гг.

Январь 2015 г. – ОАО «РЖД» присуждена премия Правительства Российской Федерации в области качества

Премия присуждена за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества.

18 февраля 2015 г. – 145 лет железной дороге Москва – Ярославль

В 1859 г. было основано Общество Московско-Ярославской железной дороги. Ему было разрешено строить паровую железную дорогу через Троице-Сергиевский Посад. В 1870 г. железнодорожные пути подвели к Ярославлю, и 18 февраля состоялось официальное открытие дороги. Сегодня маршрут Москва – Ярославль – один из самых популярных и востребованных на Северной железной дороге. За последние годы существенно увеличилась скорость пассажирских перевозок, время в пути составляет 3 ч. 16 мин.

1 июня 2015 г. – начало курсирования нового скоростного поезда «Стриж»

Торжественное мероприятие, посвященное отправлению в первый рейс нового скоростного поезда «Стриж» по маршруту Москва – Нижний Новгород состоялось на Курском вокзале Москвы. Поезд способен перевозить за рейс свыше 400 пассажиров. В его состав включены вагоны с местами для сидения 1-го и 2-го классов, вагоны СВ (ВИП), вагон-буфет и вагон-ресторан.

3 сентября 2015 г. – ОАО «РЖД» получило в эксплуатацию первый в мире газотепловоз

В рамках внедрения природного газа в качестве моторного топлива на Брянском заводе изготовлен опытный образец маневрового газотепловоза мощностью 880 кВт с газопоршневым двигателем, работающим на сжиженном природном газе без использования дизельного топлива.

Газотепловоз предназначен для эксплуатации на крупных железнодорожных узлах в целях снижения экологической нагрузки.

1 октября 2015 г. – запущены скоростные поезда «Ласточка» на участке Москва – Тверь

На маршруте курсирует 22 пары скоростных поездов «Ласточка» на участке Москва – Крюково с минимальным временем в пути 25 мин. и 8 пар поездов «Ласточка» на участке Москва – Тверь с временем в пути 1 ч. 32 мин.

22 декабря 2015 г. – холдингом «РЖД» перевезен миллиардный пассажир

22 декабря на вокзале Нижнего Новгорода Горьковской железной дороги состоялась торжественная встреча миллиардного пассажира, перевезенного холдингом «РЖД». Им стала студентка Дарья Гаврилова, проживающая на ст. Суроватиха Нижегородской области.

7 апреля 2016 г. – поездом «Стриж» перевезен миллионный пассажир

7 апреля на Курский вокзал Москвы прибыл миллионный пассажир скоростного поезда «Стриж». Им стал житель Нижнего Новгорода Дмитрий Михайловский, совершивший поездку со своей семьей.

22 августа 2016 г. – в год столетия окончания строительства Транссибирской магистрали по маршруту Москва – Пекин отправился туристический поезд класса люкс «Императорская Россия»

Проект был организован при участии АО «ФПК» (дочернее общество ОАО «РЖД») и компании «РЖД Тур».

«Императорская Россия» – эксклюзивный российский туристический продукт. Состав поезда сформирован из 8 комфортабельных вагонов. В ходе путешествия пассажиры поезда познакомились с главными достопримечательностями городов, располагающихся вдоль Транссибирской магистрали (Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск и др.).

10 сентября 2016 г. – открытие Московского центрального кольца

Протяженность МЦК составляет 54 км, на кольце расположен 31 остановочный пункт, на базе которых созданы транспортно-пересадочные узлы, позволяющие совершить пересадку на метрополитен, наземный общественный транспорт и радиальные направления железной дороги. Новый пересадочный контур позволит разгрузить метрополитен, наземный транспорт, а также радиальные направления железной дороги и городские вокзалы, улучшит транспортную доступность многих районов Москвы.

На первом этапе работы Московского центрального кольца для пассажиров было открыто 26 остановочных пунктов. Еще 5 остановочных пунктов запущены в работу в конце 2016 г. Всего пассажирам Московского центрального кольца доступны пересадки на 14 станций Московского метро и на 5 остановочных пунктов радиальных направлений железных дорог. Полный круг по кольцу поезда совершают за 84 мин., движение осуществляется ежедневно с 05:50 до 00:30.

17 декабря 2016 г. – первый рейс международного поезда «Стриж»/STRIZH Москва – Берлин

Торжественное отправление с Курского вокзала нового скоростного международного поезда №13/14 было приурочено к празднованию Дня высоких скоростей в России (начало курсирования поезда «Сапсан»).

24 марта 2017 г. – начало поэтапного запуска электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП) в промышленную эксплуатацию

Площадка была разработана в рамках программы «Цифровая железная дорога в ОАО «РЖД» и с декабря 2016 г. работает в режиме тестирования. ЭТП ГП – это уникальный сервис грузоперевозок, который позволяет отправителям заказать перевозку в подвижном составе различных собственников – крытых вагонах, полувагонах, цистернах и т.д. – из любой точки, где есть доступ к Интернету, и оплатить ее с единого лицевого счета или банковским платежом. Площадка обслуживает заказы во внутригосударственном сообщении, то есть только между внутренними станциями России, открытыми для грузовых операций, исключая припортовые и пограничные.

2 августа 2017 г. Министр транспорта РФ Максим Соколов принял участие в праздничных мероприятиях по случаю Дня железнодорожника

М. Соколов совместно с помощником Президента РФ Игорем Левитиным, президентом ОАО «РЖД» Олегом Белозёровым, представителями подведомственных Минтрансу структур, транспортных организаций, ветеранами отрасли и студентами транспортных вузов возложили венки к памятнику первому министру путей сообщения Российской Империи Павлу Петровичу Мельникову.

В этот же день М. Соколов вручил ведомственные награды лучшим представителем отрасли. «Своих успехов вы добились, прежде всего, благодаря своему труду, упорству, желанию работать, своим каждодневным усилиям. Вы внесли поистине большой вклад в бесперебойную работу железнодорожного транспорта», – сказал Министр участникам церемонии награждения.

Мы продолжаем писать историю.....

 

Фото предоставлены пресс-службой ОАО «РЖД».